Путешествие на Туле-Бери или впервые в Непале и впечатления о нем

Опубликовано Кирилл Рогачёв Декабрь 6th, 2013

Люди, вернувшиеся из Непала, видны невооруженным глазом. Они приятно рассеяны, спокойны, и судя по выражению их лиц, в голове у них происходит что-то, лишь отдаленно имеющее отношение к реальности. Они снисходительно воспринимают любые подколы и критику и лениво переводят взгляд на ближайший кусочек неба, прекращая любые попытки дискуссии. В их гардероб неожиданно органично вливаются невообразимые фенечки и дикие растаманские тряпки. Все это сперва жутко бесит, потом становится завидно. Настолько, что даже перелет туда кажется лишь досадной мелочью по сравнению с ожидающими впереди открытиями.

Индуистский храм

Начну свой рассказ с того, что это было, пожалуй, одним из самых замечательных и удивительных приключений в моей жизни за последние несколько лет, с родни путешествия в Уганду. Все началось еще летом, когда Антон Свешников рассказал о своем плане поехать на реку Туле-Бери. Я давно хотел посетить Непал, и все как-то подходящего случая не представлялось. Да и на этот раз все складывалось не лучшим образом, и билеты на самолет в Непал я купил за неделю до намеченного дня старта на реку. Перелет оказался не легким, т.к. он был с пересадкой в Шардже почти 20 часов. Надо сказать, что аэропорт в Шардже — это убогое место, полное арабов, непальцев и негров. Здесь вечно воняет и еда отвратительная на вкус. Кое-как пережив ночь в этом месте, я все же добрался до Катманду, где меня встретил Антон и благополучно доставил до отеля. Тогда я еще не представлял, в каком чудесном месте я ночую и, что впереди «трушные» места ночевок, но об этом позже.

Местная кухня

Если ЭТО запить, к примеру, ромом, то ром не воспринимается как алкоголь. То же касается ломтя ядреного лука — просто некий овощ, которым можно приятно освежить трапезу.

И, конечно же, первым делом полагается выпить за встречу, тем более в столь далеком месте от дома. Иностранцы пьют пиво. Пиво продают бутылочное 0,65 л. Из крепкого есть Кукри-ром. Местные пьют чанг — ячменная брага. Из чанга делают рокси — самогонка. Еще есть самогон — тонба: в стакан кидают зернышки и наливают горячую воду, быстро происходит процесс брожения и алкоголь готов.

Первым делом меня познакомили с местным национальным блюдом — долбат («даль бхаат»). В основном это рис, но к нему полагается некоторое количество ингредиентов: чечевичная похлебка, называемая дал, некоторое количество картошки в соусе кари, какая-то зелень типа шпината, но не он и острый соус — наподобие аджики, только в сто раз острее. В хорошем заведении к долбату вам добавят несколько мелко нарубленных кусочков курицы, редко рыбы и иногда белой редьки. Стоит очень дешево даже по местным меркам, учитывая, что в любом месте, где вам его подали, рис, а иногда и другие ингредиенты вам будут подносить до тех пор, пока вы не лопните! Интересный факт в том, что все без исключения непальцы, долбат едят руками.

Суркет

В первую ночь спалось ужасно. Постоянный шум за окном, гудки, крики, лязганье ворот, какая-то суета. Но в какой-то момент, приблизительно в 3-4 утра резко стихло. Гробовая тишина. К сожалению, не на долго. Жизнь закипела уже в 7 утра…

Позавтракав омлетом, тостами и масала-чаем (со специями и молоком) и проведя день в Катманду, нас с Анотоном ждал автобус на запад Непала в город Суркет, где мы сядем на самолет и полетим на долгожданную реку.

Вообще автобусы в Непале — это отдельная история. За каждым автобусом, помимо водителя, обычно закреплено несколько мальчишек. Один отвечает за обилечивание пассажиров, другой за парковку автобуса, третий кричит на улицу из двери автобуса маршрут следования. Иногда обслуживающий персонал достигает 5 человек. Поездка на автобусе — это каждый раз приключение. Мне довелось покататься на автобусах достаточно приличное количество раз за эту поездку, и еще ни разу мы не доезжали не сломавшись. Помимо этого поездка всегда сопровождается просто оглушительными напевами индийской музыки, в лучшем случае не из хрипящих колонок. Рядом с тобой или на тебе могут ехать куры, козы, свиньи. По соседству может какой-то мелкий паренек блевать так, что врагу не пожелаешь, из-за того, что его укачивает. Или это не паренек, а дед или бабка. Дороги в Непале ремонтируются грейдером раз, наверное, в сто лет. Поэтому трясет так, что из автобуса выходишь — трясутся руки и ноги. Зато каждый автобус уникален, украшен и расписан индивидуально и с любовью. Сходство может быть только внешнее, но внутри…

Автобусный парк в Катманду

Вот такие впечатления на меня произвела первая поездка на местном, дальнобойном транспорте. После нескольких остановок на покушать, пописать, отремонтироваться, под мелодии Индии мы под утро докатили до Суркета. Здесь нам был зарезервирован номер нашим французским другом Раулем, с которым мы планировали катнуть речку. Отель оказался достаточно приятным. Перекусив, мы отправились в аэропорт за билетами. И, собственно, с этого момента началось наше настоящее путешествие. Оказалось, что кроме чартеров сейчас ничего не летает, а стоит он не дешево и ради троих ребят с лодками вообще врятли полетит.

В эти дни, в Непале шли выборы в парламент, аля президентские выборы. Только они не придумали еще, как у нас, выборы делать, и происходит это с навязчивыми массовыми агитациями и, разумеется, забастовками. Бастовала вся страна. Две недели. Как раз, когда мы там присутствовали. Никто не работает. Сами же все всего боятся, и вообще происходит черт знает что. Соответственно куда либо уехать из города представлялось проблематичным. Для того чтобы отправить автобус в рейс, ему требовался полицейский конвой. Поэтому автобус был один, в лучшем случае два-три в день, а точнее в ночь. И когда он будет, никто сказать не мог. Сиди в автобусном парке, жди своего счастья…

Автобусный парк в Суркете

Агитация на выборы в парламент за одного из кандидатов

Но у нас было несколько запасных планов. Во-первых, на днях должны были приехать англичане, которые хотели также попасть на Туле-Бери. Во-вторых, из Суркета можно было взять портеров (носильщиков) и отправиться на нижнюю Карнали. Но топать до Карнали 6 часов, а то и больше не очень то хотелось, да и я полагаю, что если и ехать реку, то нужно полностью. Но для нашей воды плыть верхнюю Карнали не представлялось возможным, тем более вдвоем. Оставалось понадеется на англичан. К счастью они приехали на следующее утро. Пять человек. И тут поджидало нас с Антоном очередное разочарование: чартер готов везти лишь 6 человек с лодками. Поражение. Рауль и англичане улетают, мы остаемся. Что ж, идем искать портеров. Но и здесь облом — никто не хочет туда идти ни за какие деньги. Кажется сама судьба к нам не благосклонна. Надо выбираться из этого захолустного городишки, где все нам не мило. И на единственном автобусе мы уезжаем в Непалгандж.

Непалгандж

Говорят, что более диких и загаженных трущоб ни где более не сыскать. Это город протяженностью в одну улицу. Стоит почти на границе с Индией. В одну сторону дорога ведет в Индию, в другую — в Непал. Здесь нет машин, но полно рикш. Кругом ведется стройка и повсюду горы мусора.

Вид на Непалгандж

Что касается мусора… в Непале его почти не убирают. Мало того, они мусор выкидывают прямо себе под ноги. Как говорится, где жрут — там и гадят. Нет, они его конечно убирают, но не все. В Непале существует кастовая система. Пришла она сюда вместе с индуизмом. И основывается она на четких принципах, учитывающих сословное и профессиональное деление общества. Кастовая принадлежность для непальцев имеет гораздо большее значение, чем этническая. Основных кастовых варн в Непале четыре: высшая из них – брахманы (священнослужители), ступенью ниже – чхетри (кшатрии – военные), за ними следуют вайшьи (купцы, торговцы, некоторые ремесленники). На нижней ступени социальной иерархии располагаются шудры – неприкасаемые: это прислуга (нау – парикмахеры, дхоби – прачки, махара – уборщики и пр.), а также ремесленники, занимающиеся тяжелой или однообразной работой. Так вот именно уборщиков (махара) практически нет. Да и потом непальцы думают так: придет муссон — все смоет.

Зато здесь есть аэропорт! Поселившись в одном из отелей и скушав традиционный завтрак, мы в надежде на чудо отправились в аэропорт. И о чудо! Есть самолет на завтра на 6 утра. Покупаем билеты, готовим лодки и сдаем их в аэропорт. Кстати о лодках… не успев, я сесть на воду в свой арендованный Блистик Мистик, я обнаруживаю на нем трещину сантиметров 5 длиной. Наверное, бахнула, когда волок ее по грунту к автобусу в Суркете. Но не беда. У меня есть маленькая горелка-паяльник, работающая на газе для зажигалок. Ее я приобрел в «Оби» рублей так за 200. Хороший и полезный дивайс. С помощью горелки мне удалось заварить трещину так, что о ней я даже забыл.

Путешествие по Туле-Бери

Утром следующего дня мы сели в маленький десятиместный самолет и через полчаса были на месте. Надо сказать, что я впервые летал на подобной машине и, конечно же, это не могло не оставить непередаваемых впечатлений. Сам полет проходил среди гор в ущелье. Самолет то и дело кидало из стороны в сторону. Я постоянно держался за спинку кресла и мололся всем известным богам, чтобы эта рухлядь доставила меня целого и невредимого к месту назначения. Но все прошло более-менее гладко.

Вид из окна самолета

Донеся свои лодки до деревни с помощью портеров, мы позавтракали и начали спускаться к реке. Казалось бы, что может быть проще? Вон река, вот дорога. Ан нет! Мы умудрились потерять своих портеров, а вместе с ними и лодки. И только спустя два часа мы нашли друг друга. Упаковали вещи, загидрились и о чудо! Мы на воде! Пройдя несколько порогов класса 4, может иногда выше, мы оказались возле первой долгожданной деревни. Где мы мечтали найти долбат и крышу над головой.

Деревня встретила нас удивительным пейзажем и возвышающимся на горе индуистским храмом с пестрыми, развевающимися на ветру флагами. Наш гестхаус располагался же у подножья реки, что позволило нам оставить лодки прямо у воды и переть их на себе далеко в гору в деревню, и взять только спальник и вещи переодеться. Разместившись в предоставленной нам комнате, мы решили посмотреть, чем живет местное население и отправились посмотреть деревню, людей и сам храм.

В храме

Футбол в маленькой деревушке

На следующий день меня разбудил Антоха и любезно оповестил, что хозяева уже налили чай и приготовили омлет. Отблагодарив хозяев нашего пристанища, мы отправились дальше. А дальше по-прежнему пороги класса 4-5. Постоянное падение. Пороги нон стоп. Подплываем, смотрим, проходим, иногда что-то заносим, но редко. Характер реки — Чульча. В целом нам нравится и даже очень! Но сильно накапливается усталость. Чувствуется, что вот-вот и начнем приключаться. Хочется закончить сплав на сегодня. Смотрим карту, где мы находимся понять трудно. Ищем ближайшую деревню. К счастью находим.

Мдааа… если бы мы только знали, что нам придется ночевать в таком месте. Четыре стены из глины и больше ничего нет. Ну, разве что пара одеял заботливо постелено на пол. Зато долбат здесь самый лучший из тех, что я пробовал. Во истину, слава создателю риса и рукам готовившим его! А еще я впервые попробовал местный алкоголь — чанг. Не сказать, что пьяная штука, но вкусная точно. День был тяжелый, и мы отрубаемся довольно быстро. Да и смотреть здесь особо не на что, да и сил нет.

Антон Свешников в нашем пристанище

На следующий день очередные пороги класса 4-5. Но уже чувствуется, что становится проще, но понимаем, что расслабляться нельзя. Тем более нам известно, что впереди каньон протяженностью 3 км класса 5+. Мы заранее знаем, что это надо обносить. Ведь вдвоем особо не подстрахуешь, да и вообще сплав вдвоем — это нечто особенное. Одна ошибка может привести к серьезным последствиям, вплоть до срыва экспедиции. Всегда надо иметь 120% концентрации. Тропа начинается до начала самого каньона в деревне. И хотелось бы не пропустить это место. А так как вся река течет в глубоком ущелье, поди, пойми, где имелось в виду начало каньона. Ищем деревню.

Находим. Пытаемся найти портеров, которые пройдут 3 км с лодками. На это ушло где-то час времени. Торги, уговоры, бла бла бла… Очередное чудо-пристанище. Есть кровать, и даже свет. Чтоб его включить, нужно «крабик» подключить к проводу и вуаля. Очередной вкусный долбат и пиво. Умираем от усталости. Но сложные пороги должны по идее закончится и мы надеемся, что нас начнет потихоньку отпускать.

Очередное жилище. У дальней стены вися провода, которые позволяют включить свет

Очередное жилище. У дальней стены висят провода, которые позволяют включить свет

Следующий день река не перестает нас радовать. Продолжаются пороги класса 4, чаще попадаются класса 3. Все проходит штатно и без заминок. Получаем удовольствие от сплава. Погода прекрасна. Светит солнце. В хорошем настроении приплываем к следующему населенному пункту.

Это большая деревня. Здесь есть даже трактор и различные джипы. Ходит патруль. Мы решаем прогуляться по деревне, и собираем вокруг себя кучу детей и взглядов местных жителей. Надо сказать, что взгляды людей здесь по-особенному завораживающие. Если не сказать пугающие. У всех непальцев глаза карие с большими зрачками. И смотрят они так, словно сверлят тебя. Никогда не моргают! И вообще у непальцев нет такого понятия как «личное пространство». Сидишь, разговариваешь за обеденным столом, и в любой момент может к тебе подсесть непалец, чуть ли не на колени и, как будто, так и должно быть попытаться поговорить с тобой на непальском языке. И смотрит в глаза так пристально, что становится, мягко скажем не ловко. А женский взгляд так вообще сводит с ума. Девушки красивые в Непале есть! И даже не мало. И смотрит она на тебя так — словно рентген. Ууххх… В общем, погуляли мы по деревушке, поели самос (типа самса), выпили пивка и пошли спать.

Грустный взгляд ребенка

Дальше река начинает выполаживаться — становится шире и имеет больше гладкой воды. Хоть и попадаются нормальные пороги, но, тем не менее, все читается с воды. Уже успеваешь привыкнуть к гладкой гребле и влетаешь в порог не глядя. Тем веселее! Как-то раз, выплываю из-за поворота реки и вижу как Антоха, уехав от меня на достаточно большое расстояние, отгребает назад и в нерешительности стоит перед очередным порогом. Поравнявшись с ним, решаю фигануть туда, вперед не глядя. Порогов же нет, судя по какому-то там описанию! Кстати, оно врало постоянно. Антоха за мной. И вот здесь мы понимаем, что нужно было смотреть. Постоянно идут высокие сливы с бочками с вагон в шахматном порядке. В целом ничего криминального не произошло, но испугаться успели, т.к. не ожидали такого поворота событий. Еще попадаются огромные валы, которые норовят кильнуть тебя через карму. А говорили — порогов нет…

Но после впадения большого притока, действительно порогов нет. Спустя пять часов решаем заночевать на пляже. Благо все эти дни мы везли с собой провиант на всякий случай. Лапша, чай, шоколад. Не долбат конечно, но хоть какое-то разнообразие. Удивительная ночь. Красивое звездное небо и очень яркая луна. Мне снятся сны… счастье…

Звездное небо над головй

Восходящая, очень яркая луна

Сон у костра

И вот мы уже плывем к финишу — Суркет Бриджу. Спустя четыре часа, мы доплываем до цели. Ура! У моста нас встречают несколько торговых домиков, где можно купить пиво. Что может быть лучше бутылки пива по окончании сплава? Нам остается ждать автобуса до Суркета или Непалганжда. Но из-за этой дурацкой забастовки шансов, что транспорт будет сегодня маловато. Под вечер нам любезно предоставляют ужин и ночлег. А мы уже было подумали, что нас ждет очередная ночь под открытым небом. Снова долбат, но какой-то не как обычно. Никаких излишеств. Уже замиксованная рисовая каша. Также пробуем какую-то закваску типа кефира, но не густую. Что-то молочное. Туалет будет легким. Ночь, как бы это сказать, необычна. Нас устраивают в одной комнате с двумя тетками. Чувствуется напряжение. Но что делать, назад пути нет. Мы на одной кровати (собственно на нашем столе), тетки на другой. Спалось никак! Среди ночи, эти две старухи решили просто поговорить, но не шепотом, а во весь голос. На пол часика так. Потом похрапели. И, наконец, под утро из дома меня выгнала та самая закваска. Ужасная ночь.

Ура! Нам удалось очень быстро выцепить мимо проезжающий автобус в Непалгадж. Вяжем лодки и прыгаем в бус спешно прощаясь с местными. Лишь бы подальше из этого захолустья! Через несколько часов мы в Непалгандже. Вечером того же дня едем в Катманду. Самая ужаснейшая поездка на автобусе. Я все проклял. У всего автобуса гремели стекла так, что я даже не знаю как описать. Этакая погремушка. Спать невозможно совсем. Но успокаивало одно. У нас все получилось! Никакие забастовки нам не помешали. Мы живы и здоровы. Река огонь! Советую всем! И себе! Я до сих пор вспоминаю о путешествии с содрогание в сердце. Люблю Непал!

Смотрите небольшое видео с реки Туле-Бери. Не все удалось отснять, но что-то есть.

С уважением,

Кирюха

3 Comments so far ↓

1. Serge_K:

Да ты сноб, как я погляжу 🙂

2. Yotte:

а что картинки то такие крохотные?

3. Marika:

Кирюха, добро пожаловать в секту тех, кто любит Непал:-)))